“Заменить нельзя отремонтировать” - восстанавливаем поврежденные шины
При управлении автомобилем сложно избежать ситуации прокола шин. Битое стекло, гвозди, арматура и другие острые предметы на дороге - все это создает дополнительную опасность. Что делать, если вы повредили покрышку? Нужно ли обращаться в шиномонтажную мастерскую или можно устранить проблему самостоятельно?
Элементы конструкции шин
Перед тем как приступить к классификации повреждений покрышек и способам их ремонта, давайте разберемся в элементах конструкции шин.
Основным элементом, который обеспечивает прочность покрышки, является каркас. Он состоит из жестких нитей, закрепленных на металлических бортовых кольцах. Кольца, в свою очередь, фиксируют форму борта - посадочной части из неэластичной резины. Каркас надежно защищается от возможных повреждений и попадания влаги слоем резины, толщина которого составляет не более 3 мм.
Наружный износостойкий элемент покрышки с рельефом - протектор - отвечает за сцепление шин с дорожным полотном, он соединяется с каркасом при помощи брекера - слоя корда в виде кольца из металла.
Выделяют четыре основных разновидности покрышек:
- Камерные. Включают покрышку и камеру - кольцеобразную замкнутую резиновую трубу с вентилем, необходимую для удержания сжатого воздуха внутри шины.
- Бескамерные. Отсутствие камеры в них восполняется дополнительным слоем резины и плотно посаженными на обод колеса бортами.
- Диагональные - с пересекающимися нитями корда
- Радиальные - с параллельно расположенными нитями корда.
Классификация повреждений шин
Итак, вы случайно повредили шину во время вождения. Как же определить, насколько серьезен прокол и как быстро получится его устранить? Ведь в некоторых случаях без помощи специалистов шиномонтажной мастерской не удастся обойтись.
Предлагаем вашему вниманию следующую классификацию повреждений покрышек (от небольших до достаточно значимых):
- Проколы. Могут возникнуть при наезде на гвоздь, металлическую проволоку и другие мелкие, но острые предметы. Если при извлечении предмета края прокола сходятся вместе, закрывая отверстие, вам повезло, и корд поврежден не сильно. Открытое отверстие, которое заметно после удаления, говорит о том, что корд в каркасе или брекере разорван.
- Пробои в виде царапины с разрывом нитей корда. Последствие наезда на крупногабаритный и острый предмет вроде разбитого стекла или арматуры.
- Так называемые “грыжи” - вздутия на поверхности шины, возникающие из-за отслоения внешней резиновой боковины, под которым образуется полое пространство. Также причиной возникновения грыжи может быть разрыв нитей в каркасе. Появление подобных вздутий считается опасным, поскольку при их наличии шина может взорваться, и если вы заметили подобный дефект в пути, нужно максимально быстро и аккуратно добраться до ближайшего автосервиса или шиномонтажа.
- Деформация шины. Возникает при повреждении корда или бортовых колец, вызванном заводским дефектом или небрежной эксплуатацией покрышки - например, при повышенном давлении в резине или быстром вождении по неровному дорожному полотну. Если произошла деформация шины, устранить этот дефект невозможно - покрышку необходимо будет заменить.
Способы ремонта и восстановления шин
Некоторые виды повреждений можно устранить самостоятельно, но при наличии более серьезных дефектов рекомендуется воспользоваться услугами квалифицированных специалистов. Современные автосервисы и техцентры, как правило, оборудованы всем необходимым для оперативного и качественного ремонта шин.
Зачастую для устранения повреждений применяют следующие методы:
- При наличии небольших отверстий используют герметик. Средство вводится в полость через специальную трубку, а колесо вращается, пока герметик не заполнит отверстие. Таким образом, субстанция равномерно заполняет образовавшуюся после прокола пустоту. Герметиком можно пользоваться самостоятельно, однако некоторое время после его применения необходимо контролировать давление в шине - оно может упасть.
- Ремонт шины жгутом - бюджетный вариант восстановления покрышки, не требующий балансировки и не занимающий много времени, но и не слишком надежный. Отверстие расширяется специальным приспособлением, затем в него вставляется жгут, предварительно покрытый клеем-активатором. Такой способ ремонта рекомендуется исключительно в качестве временной меры, хотя многие водители ездят на восстановленной подобным образом покрышке не один сезон.
- Сквозные проколы боковой резины с незначительным повреждением корда можно легко устранить при помощи специального радиального пластыря из резины. Такие пластыри выпускаются абсолютно разных размеров, они отличаются прочностью, гибкостью и в сочетании с клеем дают надежный результат.
- Достаточно часто для ремонта прокола покрышки используют так называемую заплатку-”грибок”. Вытянутое основание закрывает полость в шине, а шляпка усиливает защиту, прочно прилегая к верхнему слою покрышки. При выполнении ремонта с использованием заплатки-”грибка” мастера используют клей и герметик.
- При глубоких боковых порезах и сильном повреждении корда применяют радиальные кордовые заплатки, изготовленные с упругой нитью, позволяющей надежно защитить поверхность покрышки. После ремонта необходимо в обязательно порядке провести балансировку.
- Наиболее эффективными методами ремонта шин считаются горячая и холодная вулканизация, которые быстро и надежно восстанавливают покрышку, сохраняя свойства резины. Под горячей вулканизацией подразумевается термическая обработка места повреждения с добавлением каучука, благодаря чему место прокола или пореза склеивается. Холодная вулканизация заключается в установке особого пластыря внутри покрышки, край которого обработан специализированным клеем. Прочность соединения пластыря и основы шины достигается воздействием пресса.
При обращении в специализированную мастерскую сотрудники проконсультируют вас, какой способ ремонта подходит именно для вашего случая. При необходимости, если поврежденная покрышка не подлежит восстановлению, вам предложат ее замену. Будьте аккуратны на дорогах и тщательно следите за состоянием шин, от этого зависит ваша безопасность!